В конце 80-х годов над страной дул ветер перемен. Народ взахлеб читал немыслимые ранее публикации, в которых эмигранты всех волн, диссиденты и давно преданные анафеме «враги народа» предстали перед изумленной публикой в ореоле мученичества и героизма. В это романтическое, полное надежд время в Екатеринбург из северной столицы приехал Герман Витальевич Гассельблат, чтобы отыскать в здешних архивах материалы, реабилитирующие его деда.
Виталий Алексеевич Гассельблат, дед Германа Витальевича, был представителем славного рода шведского происхождения, несколько поколений которого преданно трудились на благо России. Он работал главным инженером строительства Магнитогорского комбината, той самой воспетой Маяковским Магнитки. В начале 30-х его обвинили по делу “Промпартии”, и 4 января 1932 года в расцвете творческих сил он скончался в концлагере Чибью. Членам его семьи пришлось испытать все ужасы, выпавшие на долю родственников «врага народа». В годы хрущевской “оттепели” некоторым жертвам тоталитарного режима вернули доброе имя, но только не членам “Промпартии”, оказавшимся почему-то всех виноватее.
Работа в архивах так увлекла Германа Витальевича, что он остался в нашем городе почти на 10 лет. Найдя материалы по делу не только своего деда, но и его соратников, он разыскал их потомков. Когда немолодые женщины показали ему извлеченные из тайников документы, с риском для жизни хранящиеся в семьях больше полувека, у Германа Витальевича возникла идея провести конференцию, посвященную технической интеллигенции Урала 20-30-х годов.
В 1990 году с 23 по 25 ноября в здании Уральского университета состоялась та знаменитая конференция, где дети и внуки еще не реабилитированных “врагов народа” впервые за много лет со слезами на глазах могли с гордостью рассказать о своих отцах и дедах. По материалам этой исторической конференции была выпущена книга “Дела и судьбы”, первая ласточка многочисленных публикаций уральских генеалогов.
Видя желание множества людей не только вернуть доброе имя своим родственникам, но и восстановить память поколений, стертую многочисленными катаклизмами XX века, Герман Витальевич задумал создание общества единомышленников, желающих восстановить историческую справедливость.
В скором времени эта идея была воплощена в жизнь благодаря его неуемной энергии и организаторскому дару. В 1991 году почти одновременно были созданы Ассоциация жертв политических репрессий, разросшаяся вскоре до таких внушительных размеров, что пришлось разбивать ее на районные отделения, и Уральское генеалогическое общество (УГО). Поначалу Герман Витальевич руководил обеими организациями, но через некоторое время отошел от руководства Ассоциацией, сосредоточившись на УГО. Как это обычно бывает, многие вскоре забыли, кто стоял у истоков Ассоциации жертв политических репрессий. Но оба детища Гассельблата благополучно существуют по сию пору и отметили недавно свое десятилетие.
Я впервые встретила Гассельблата осенью 1992 года, когда, прочитав статью, с его подачи опубликованную в ”Вечернем Свердловске”, робко переступила порог музея Свердлова, где тогда собирались члены Ассоциации. Небольшое помещение музея было до отказа набито желающими вступить в эту организацию. Люди, заполнявшие необходимые документы, обращались за помощью к невысокому черноволосому человеку, который в этой толкотне умудрялся отвечать всем на все вопросы, мгновенно гасил конфликты и, судя по всему, чувствовал себя в этом море людей как рыба в воде. Это и был знаменитый Гассельблат. Его чуть раскосые глаза скорее выдавали в нем потомка Чингис-хана, чем сына суровых викингов. По семейной легенде один из Гассельблатов взял в жены то ли татарскую, то ли башкирскую княжну. Она-то и передала потомству яркие азиатские черты.
Этот человек обладает огромной энергией, зажигающей его соратников. Он всегда полон самых невероятных планов, которые к всеобщему удивлению очень часто воплощаются в жизнь. Его жизнь наполнена множеством дел, совершенно не терпящих отлагательства. Постоянный участник практически всех генеалогических и краеведческих конференций, он вечно в разъездах по стране. Везде, где бывает, он завязывает плодотворные контакты, приводящие к новым поискам и находкам.
Многие публикации в местных и всероссийских СМИ членов Уральского генеалогического общества никогда не появились бы на свет, если бы не его умение налаживать контакты с журналистами, учеными, издателями, если бы не его способности генерировать идеи и щедро делиться ими с единомышленниками.
Одной из заслуг Германа Витальевича является создание уникальной, одной из лучших в России генеалогической библиотеки УГО, до сих пор кочующей в знаменитых “банановых коробках” по временным пристанищам. Велик его вклад и в организацию многочисленных выставок уральских генеалогов, с большим успехом проходивших в Музее писателей Урала, в Краеведческом музее, в Пушкинском Доме, на V конгрессе ЮНЕСКО, состоявшемся в июле 1999 года в нашем городе.
Гассельблат очень гордится своими интернациональными предками. Ему известно 16 поколений своего рода, рассеянного ныне по всем обитаемым континентам. Сам он является представителем 13-го колена. В январе 1996 года он организовал первый сбор сорока российских Гассельблатов. Следующая встреча состоялась в Прибалтике и собрала более пятидесяти родственников из нескольких стран.
Публикуется Герман Витальевич сравнительно редко, поскольку холерический темперамент мешает ему выбрать время, чтобы спокойно посидеть и написать статью. Зато уж устных выступлений, в том числе на радио, у него великое множество. Если все его речи напечатать, получился бы не один том занимательного чтения. И все же мы встречаем его имя в числе авторов “Науки Урала”, “Генеалогического вестника” Санкт-Петербургского генеалогического общества и некоторых других изданий. Его любимые темы – обзор и анализ генеалогических публикаций, популяризация генеалогии.
В конце 90-х годов обстоятельства вынудили Германа Витальевича покинуть наш город. С той поры он бывает в нем только наездами, но в ключевых событиях УГО принимает самое горячее участие.
Осенью 2001 года Гассельблат организовал С-Петербургское отделение Уральского генеалогического общества, и уже через год явился на свет сборник «Сплетались времена, сплетались страны» N 10, где петербургские авторы опубликовали свои исследования на уральском материале. Перу Германа Витальевича принадлежит одна из самых интересных и, пожалуй, сенсационных статей этого сборника «Горный инженер Владимир Карлович Рашет и его родственное окружение», написанная им в соавторстве с С.Н.Рошетом. Другая его статья посвящена выдающимся предпринимателям Лазаревым.
Говорят, Гассельблат заканчивает книгу о российской ветви своего многочисленного рода. Будем надеяться на ее скорый выход в свет. Этот человек вложил в созданное им дело столь мощный заряд энергии, что и в его отсутствие оно плодотворно развивается.
Ноябрь 2001 год, Екатеринбург.
Оставить комментарий
Please log in to leave a comment