История четвёртая. Папа и мама

tit3.JPG 

До знакомства с мамой, папа дружил с Милей Даниловой, сестрой своего друга Андрея. Но что-то у них не заладилось, и, вопреки обоюдному желанию родителей, к свадьбе дело не продвигалось.

Мама с 11 лет была круглой сиротой и, не смотря на крайнюю нужду, сумела закончить Свердловский химико-технологический техникум. По направлению она приехала в Нижний Тагил и жила на частной квартире с подружкой, тоже выпускницей техникума.

За мамой стал ухаживать молодой инженер Федор Дормидонтов. Однажды он пригласил ее в компанию своих друзей на встречу Нового Года, но получил категорический отказ. Ей показалось неудобным пойти в гости к незнакомым людям.

Через месяц Федор опять настойчиво стал приглашать маму и ее подругу Шуру в ту же компанию, и ему удалось их уговорить. Это был февраль 1935 года.

Вечеринка была в доме папиного друга Георгия Калинина, с которым они вместе окончили в 1930 году местный горный техникум. Дом этот, давно уже снесенный, стоял некогда недалеко от Горбатого моста.

Когда Соня с Шурой зашли в просторную залу, вдоль стенки сидели местные девушки, явно враждебно поглядывая на вновь пришедших, справедливо видя в них соперниц, которые могут отбить их женихов. Так оно и случилось. Молодые люди наперебой приглашали танцевать хорошеньких приезжих девушек, а на местных красавиц не обращали никакого внимания.

Застолье долго не начиналось, ждали большого и маленького Володю, которые почему-то задерживались. Наконец в дверном проеме показался высокий брюнет, удивительно похожий на Маяковского, за ним вошел блондин среднего роста, кудрявой шевелюрой напоминающий Сергея Есенина.

Большой Володя, мой будущий папа, увидев Соню, влюбился с первого взгляда и на всю жизнь. Он тут же на вечеринке отбил всех поклонников и не отходил от нее ни на шаг. Федора Дормидонтова он просто грубо оттолкнул, когда тот попытался было заявить, что с этой девушкой пришел он.

В дальнейшем папа не любил даже упоминания о несчастном Федоре, хотя тот давно погиб на фронте. Мама же часто тепло о нем вспоминала. Она помнила и других ребят, товарищей юности. Уже на склоне лет она восхищалась их порядочностью, честностью, чистотой, смелостью. Почти все это поколение погибло на войне!

На вечеринке была и Миля Данилова. Соня знала ее, они не раз вместе ходили на каток. Только через много лет Соня узнала, что Володя и Миля были почти женихом и невестой. Видя впечатление, которое Соня произвела на Володю, Миля вне себя от ревности, на какой-то вопрос Володи ответила: ”Я вас ненавижу”.

Соне Володя тоже очень понравился, но ей было всего 19 лет, и она совсем не собиралась замуж. Настрадавшись от нищеты и сиротства, она хотела сначала крепко встать на ноги. Но Володя буквально не давал девушке прохода.

Однажды они вместе шли по улице, и Володя вдруг прошептал: ”За нами идет моя мама”. Соня оглянулась и увидела молодую черноволосую женщину. Соня очень обиделась, думая, что Володя ее обманывает: ”Как это у такого верзилы может быть настолько молодая мама?” Наталье Яковлевне было тогда чуть за 40, и она была очень красивой женщиной, выглядевшей намного моложе своих лет. Она тайком пошла за сыном, желая посмотреть, от какой это девушки сын буквально потерял голову.

Через несколько дней Соню посетила Володина бабушка Апполинария Васильевна. Не застав девушку дома, она оставила  свою еще дореволюционную визитку. Соня долго гадала, кто же это к ней приходил, однако визитку сберегла. Она и сейчас лежит в альбоме. А еще через какое-то время, к Соне пришел Володин отец Иван Иванович. Он долго уговаривал ее выйти замуж за сына, обещая со своей стороны заботу и поддержку. Планировал даже купить для них дом.

А Соня все колебалась, ей совершенно не хотелось надевать на себя этот хомут. Но тут случилось ужасное происшествие. На Лебяжинском руднике, где Володя работал начальником смены, по неизвестной причине чуть не свалился в карьер экскаватор, купленный за валюту. Водитель успел выпрыгнуть, но машина повисла над пропастью. Тогда Володя залез в почти падающую машину и вывел ее на безопасное место. Когда он под аплодисменты очевидцев вышел из кабины, сверху на него свалился невесть откуда взявшийся камень. Папа не удержался и покатился с высоты около 30 метров по острым камням. Он сломал ключицу, ребра, череп. Ухо было оторвано, но врачам  удалось его пришить. Молодой, красивый, полный жизни парень вмиг превратился  в беспомощного инвалида.

Соня не смогла бросить Володю в такой беде. Она подолгу дежурила в больнице, ухаживала за больным, носила передачи. Однажды она побрила его, и соседи по палате были крайне удивлены молодостью больного. Они думали, что это пожилой человек. С  этого времени и до  конца жизни у папы не было волос – кожа головы была травмирована.  

В октябре 1936 года Соня и Володя поженились. Сняли комнату в частном доме, но идиллия была недолгой. В январе 1938 арестовали Ивана Ивановича. Наталья Яковлевна и Володина сестра Нина с горя слегли, а Соне пришлось уволиться с работы, чтобы иметь возможность носить арестованному передачи. Она сутками стояла на морозе в необозримой очереди на пустыре в районе Красного Камня. Толпы народа со всех концов страны, часто не по сезону одетые, жгли костры, чтобы немного согреться. Мама очень сомневалась, получил  ли арестант эти передачи. В августе Ивана Ивановича расстреляли, но мы узнали об этом только через 50 лет. Долго надеялись, что он вернется, посылали многочисленные запросы и однажды получили извещение, что он умер в дальних лагерях.

Я росла в разоренной опозоренной семье среди убитых горем людей. Удивительно, но свое детство я вспоминаю как счастливое.

Оставить комментарий

Please log in to leave a comment